Невероятно, но факт: игры, посвященные приключениям Нэнси Дрю,
до сих пор очень популярны, несмотря на то, что компания Her Interactive уже раз десять дискредитировала серию полусырыми поделками. Во славу вечно юной сыщицы создаются фан-сайты, за ее похождениями активно следят поклонники и поклонницы. А критики между тем пожимают плечами: как может нравиться адвенчура, столь безнадежно застрявшая в прошлом?Именно так обстояло дело до недавних пор. После Trail of the Twister, как бы говорившей нам «сценаристы вконец исписались, разработчики очень устали, лавочку пора закрывать», известие о выходе очередной «нэнсидрюшки» воспринималось уже с ленивым удивлением: неужели еще не угомонились? И тут случилось чудо.
Чудо японское
Внезапно оказалось, что сценаристы все еще готовы если не изобрести свой, то хотя бы культурно слямзить чужой сюжет. Shadow at the Water's Edgе — это, на первый взгляд, традиционный японский ужастик с неупокоенной утопленницей, ревностно оберегаемой семейной тайной, характерной вымороженной атмосферой и… Нэнси Дрю собственной персоной. Со всеми вытекающими.
На самом деле, конечно, речь идет не о хорроре, а о детективе. Но настоящую подоплеку жутковатых событий, происходящих в небольшом риокане, то есть отеле в городке Миcава (Misawa), мы вскрываем только в самом конце. А до тех пор можно сполна насладиться тревожным музыкальным оформлением, внезапными встречами с потусторонним и подчеркнутым непониманием администрации отеля. Мол, какие призраки? Какие утопленники? И вообще, чего это вы не в свое дело лезете, Нэнси-сан? Пусть все эти приемы нагнетания обстановки — не первой и даже не пятой свежести, тем не менее они действуют.
Конечно, нашумевшим в свое время «Звонком» история попахивает изрядно. Горячая новинка, как известно, — хорошо забытый старый блокбастер. И пусть в роли нечистой силы на этот раз не маленькая потонувшая девочка, а взрослая женщина-утопленница, по совместительству — дочь нынешней хозяйки отеля и мать двух девушек-претенденток на наследство. Все равно суть остается все той же: визуализация страха перед неупокоенным мертвецом, обильно сдобренная национальными японскими суевериями.
Жажда странствий
Кроме суеверий нас заботливо развлекают прочей туристически-сувенирной атрибутикой, якобы составляющей суть национального колорита. Нэнси вообще заядлая путешественница. Чуть ли не каждое второе ее дело начинается с попытки отправиться куда-нибудь в отпуск, развеяться и посмотреть невиданные города-страны. Вот и на этот раз перед нами предстает эдакая стереотипная Япония — такая, какой ее привыкли видеть европейцы. Гэта, бумажные двери, оригами, чайная церемония, аниме и робокототехника — всему нашлось место.
По крайней мере, на наш гайдзинский взгляд, весь этот лубочно-матрешечный, то есть, простите, ката-фудзи-банзайный колорит не выглядит столь вопиюще примитивно, как, например, венецианские реалии в The Phantom of Venice. Вместе с каким-нибудь там саке — покатит. Особенно для таких варваров, как мы.
Что самое удивительное — воспрял духом геймплей. В новом эпизоде мы действительно ведем настоящее расследование, опрашиваем свидетелей, получаем от них диаметрально противоположные сведения, ищем улики. В общем, занимаемся нормальной детективной работой — захватывающей, непредсказуемой и опасной. Хотя бы изредка. Это вам не тысяча и один квест «купи продукты и почини пульверизаторы», как было в Trail of the Twister.
Нам по-прежнему на каждом шагу предлагают головоломки. Есть совсем простые — вроде крохотного японского кроссворда пять на пять клеток. Имеются и посложнее — скажем, загадка с распутыванием пересекающихся нитей на оборотной стороне женского портрета. Но даже трудные на первый взгляд задания оказываются на поверку логичными и понятными. Всерьез раздражает только одно поручение, связанное со сборкой переносных обедов из продуктов с нарисованными на этикетках зайчиками, кошечками и свинками. Во-первых, мешает принципиальная бредовость самой «головоломки», ориентированной, похоже, на пятилеток. Во-вторых, в отличие от прочих, эту задачку нельзя отложить, пропустить и вернуться к ней позже: однажды попав в экран составления о-бенто, мы вынуждены довести дело до конца в любом случае. Иначе игра нас так и не выпустит из этого экрана.
Наконец, вместо набившей оскомину машинки-невредимки, на которой мы разъезжали в предыдущих эпизодах, Shadow at the Water's Edge предлагает местный железнодорожный транспорт. Который, к счастью, автоматизирован — садимся на исходной станции, выходим на нужной с несколькими промежуточными пересадками. Скажем «нет!» длительным поискам дороги и нудным переездам.
Давай с тобой поговорим
Потрясающая метаморфоза произошла с диалогами. Разработчики давно уже приучили нас к бесцветным персонажам, пресным беседам и постоянным переливаниям из пустого в порожнее. Поэтому, когда в Shadow at the Water's Edge внезапно появляются вполне живые герои со своими характерами и тараканами, а «побочные» разговоры из неизбежного занудства превращаются в забавные перепалки с шутками, неоднозначными ситуациями и колоритной речью собеседников, тут впору не поверить своим ушам. Но факт остается фактом: пусть не везде и не всегда, но очень во многих случаях диалоги из свежей серии о Нэнси Дрю доставляют.
Что же до графики — в этой области ничего особенно не изменилось. Локаций очень немного и все они далеки от современного уровня детализации и текстуризации всего того, что принято детализировать и текстуризировать. Зато интерьеры отеля гармонично подчеркивают атмосферу и даже создают какую-никакую иллюзию присутствия благодаря выборочному 3D и замкнутому пространству. По-прежнему прекрасна мимика персонажей. На самом деле мало в какой адвенчуре можно увидеть столь богатую гамму эмоций на нарисованных лицах.